ИСТОРИЯ
 

Народно-художественная культура Белгородчины

        

Белгородчина– уникальный регион в плане изучения традиций народной культуры южных русских вконтексте пограничного проживания русского и украинского населения,сложившегося в результате колонизации края. Природные, социальные, этническиеособенности региона отразились в памятниках XIX – первой половины XX в. – водежде, утвари, изделиях народным мастеров, которые особенно бережносохраняются в музейных коллекциях, в фольклорных коллективах, а такженепосредственно у местных жителей. Изучение традиций и культуры народа помогаетглубже проникнуть в ментальность нации, постичь её дух.

Белгородчина – уникальный регион Юга России снеповторимой песенно-инструментальной и хореографической традициями, богатейшейкалендарной и семейно-бытовой обрядностью, многоцветной палитрой народнойодежды, устного поэтического творчества, многообразием народных промыслов и ремёсел.

Областная певческая традиция представлена огромнымжанровым разнообразием: эпические песни и баллады, исторические, протяжныелирические, карагодные, шуточные, плясовые и современные народные песни.

Особенно широко представлены в крае песни, связанныесо старинными обрядами и праздниками календарно-земледельческого круга исемейно-бытовыми.

Характеризуя песенную традицию края в целом,необходимо прежде всего выделить наиболее общие и характерные её черты исвойства. Это бытование сезонных хороводных («карагодных») песен, ихприуроченность к определённому времени года, повсеместное распространение«алилёшных» песен, то есть песен с наличием характерного припева, «лёли, лёли»,«ляли, ляли», «алилей лёли лёли».

На Белгородчине огромное множество разнообразных поформе и характеру свадебных песен, плясок, инструментальных наигрышей, песенкалендарно-земледельческого круга, плясовых.

Певческая исполнительская традиция Белгородчины –яркая, полётная, звонкая, открытая. Несколько резкая и энергичная подача звукаобусловлена благоприятными природно-климатическими условиями (ширь полей илугов, мягкий климат), спецификой открытого пространства, особенностямихудожественной образности песен, яркими свойствами характера и темпераментаместных жителей.       

Первые записи песен нашего края были сделаны всередине прошлого века. Однако широкая музыкальная общественность и видные деятеликультуры и искусства познакомились с народной музыкой Белгородчины в 1958 годуна открытии Выставки достижений народного хозяйства СССР в Москве. ПредставлялБелгородскую песенную традицию тогда фольклорный ансамбль села АфанасьевкаАлексеевского района. Организатором и руководителем этого коллектива был Е. Т.Сапелкин.

С нашим краем с 1958 года крепко связал свою научнуюдеятельность доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории В. М.Щуров. Его научные работы, публикации, монографии о белгородской песеннойтрадиции стали учебным материалом для композиторов, фольклористов,руководителей народных хоров, а также для высших и средних учебных заведенийстраны. Белгородские песни стали вводиться в репертуар многих певческихколлективов Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа Саратова, Орла и других городов.

Важнейшей составной частью музыкального фольклораБелгородчины являются народные музыкальные инструменты и инструментальнаямузыка.

В недавнем прошлом во многих районах Белгородчиныбытовали народные инструменты трёх основных видов: духовые, струнные (щипковыеи смычковые) и ударные. В их числе различные дудки, жалейки, трубы, рожки,балалайка, скрипка.

Русская инструментальная музыка Белгородчины – однаиз наиболее ярких и колоритных объектов исследования. Однако это вовсе неозначает, что местные инструментальные традицииизучены полностью. На сегодняшний день ведётся планомерное и углубленное,специальное изучение бесчисленных местных инструментальных традиций.

Анализируя песенно-инструментальный фольклор края, нельзяне отметить бытование карагодов, танков, хороводов с полотенцами, их опору нахореографию плясового характера.

Почти в каждом регионе области имеется свой, толькоему присущий стиль хореографической пластики и ритмики танцевальных движений.На формирование их существенное влияние оказали одежда, специфика труда,природные условия, обычаи, обряды, социальные факторы. Вместе с тем у всехрегионов много общих черт в хореографии, обусловленных близкими природнымиусловиями, особенностями сельскохозяйственного производства и быта, сходнойобрядностью, постоянными контактами.

Характерная особенность хореографии края – этострасть к исполнению различных ритмических украшений ногами во время «игры»скорых песен и особенно в плясках.

Основой композиционной формой народной хореографииБелгородчины является карагод (движение по кругу) на основе общего хороводногошага.

В карагодах региона можно увидеть разной степенисложности движения: притопы, прыжки на обе ноги в соединении с тройным притопом,присядку, полуприсядку на одну ногу, подскоки в чередовании с высокимипрыжками, шаг с прибивом и соскоком на обе ноги и т. д.

В сохранении и популяризации музыкально-хореографическихтрадиций края немаловажное значение оказывают в своём творчестве народные фольклорныеансамбли Белгородской области.

Фольклорные коллективы нашего края принимают участиеи в Международных фестивалях фольклора. В разное время в Югославии побываликоллективы села Горки Красненского района, села Больше-Быково Красногвардейскогорайона, села Вышние Пены Ракитянского района. Коллектив села ПодсереднееАлексеевского района дважды гастролировал в США и один раз в Германии.

Широкую популярность приобрёлвокально-хореографический ансамбль «Белогорье», участники которого побывали во многихстранах мира, познакомили десятки тысяч человек с фольклорным наследием итрадициями Белгородского края. Не менее известны Подсередненский фольклорныйансамбль Алексеевского района, Старооскольский ансамбль «Пересек» Белгородскогогосударственного центра народного творчества.

Немало сведений о богатейшем жизненном и историческомопыте народа можно обнаружить в бытующих повсеместно в крае малых фольклорныхжанрах (пословицы, поговорки, загадки, приметы), фольклорной прозе (сказки),духовных стихах.

Оригинальна и разнообразна обрядовая драматургиянародных праздников, обычаев и ритуалов края. Обряды сопровождали наших предковс момента появления на свет до самой кончины, организуя трудовую, социальную иличную жизнь людей. Общинный характер принимали и радостные праздники Святок,Масленицы, Семика, Троицы, рождения, свадеб и горе похорон.

Естественно, с течением времени многие праздникивидоизменились, переосмыслились, однако этнографические экспедиции рядапоследних лет дают нам право говорить об удивительной устойчивости наБелгородчине обрядов, связанных с календарно-земледельческим кругом и об особойживучести семейно-бытовых обрядов.

Неотъемлемойчастью народной художественной культуры Белгородчины являются местные промыслы,такие как: деревообработка (столярное, токарное, бондарное, колесно-экипажноепроизводство, пряшный (в т. ч. гребни), слесарно-кузнечный,кожевенно-скорняжный (сапожный, шорный, выделка овчин), промыселпенькопрядильный, производство валенок, верёвок и канатов, вышивальный, кружевной-вязальный,иконописный, сундучный, производство серёг, крестиков, лозоплетение и киотный.Повсеместно были развиты кустарное машиностроение, производство борон, прялок,шерсточесалок и т. д. – в регионах, богатых лесными ресурсами был развит ткацкийпромысел (в т. ч. ковроделие). Безворсовым ковроделием славились мастерицы всёлах нынешних Ракитнякого, Ивнянского и Чернянского районов.

Значительноеместо в общей картине бытования ремёсел и промыслов Белгородчины занималгончарно-керамический промысел (изготовление бытовой керамики (посуда), декоративной(кувшины «куманец»), игрушек, производство кирпича, кафеля и других видовгончарных изделий).

Посвидетельству археологов, гончарное производство – один из самых древнихпромыслов края. Различные изделия из обожженной глины были распространены на территориирегиона повсеместно ещё в новокаменном веке. Образцы древний утвари нашего краяпредставлены в музеях Белгорода, Валуек, Шелаева.

Этотвид промысла был наиболее распространён в Старом Осколе (Казацкая слобода), вБорисовке, Белгородском и Новооскольских уездах (слободы Михайловка и Меньшикова).

В советскоевремя на территории области предпринимались попытки на основе местных ремёселсоздать предприятия народных промыслов. В посёлке Чернянка работалаковроткацкая фабрика, в посёлке Борисовка была организована фабрика керамики,которая использовала в своей работе традиции народных гончаров. С 70-х и доначала 90-х годов XXвека при фабрике был цех лозоплетения, здесь впервые в России стали выпускатькерамические изделия с оплетением лозой. Мебель из лозы делали на Борисовской мебельнойфабрике. Борисовская фабрикакерамики работает до сих пор.

Фольклорнаятрадиция края включает в себя и жизнь народной одежды, которую на Белгородчиненазывают «одёжей», «срядой», что так близко и созвучно понятию «обряд».

Народныйкостюм аккумулировал в себе весь спектр различных видов женских ремёсел ирукоделия, высокохудожественных по исполнению. Добротность, удобство и красота традиционногокостюма Белгородчины наиболее полно соответствует его функциональнымтребованиям, его приспособленность к климату, хозяйственному укладу, семейномубыту. Черта народной одежды – её конструктивность, то есть предельная простотав изготовлении и экономичность в расходовании сырья.

Комплексностьили состав народной одежды края, совершенно определён: понёвный, комплекс сандараком, сарафанный и парочка.

Непревзойдённаядекоративность достигалась путём комбинирования тканей разного качества ицвета, наличия вышивки, кружевоплетения. Декорация одежды напрямую связываласьс верованиями предков, их мировоззрением.

СегодняБелгородчину по праву называют одним из энергетических центров преображенияРоссии на основе восстановления, изучения и сохранения традиционной художественнойкультуры края.

Современныеавторы декоративно-прикладного искусства продолжают лучшие традиции своихпредшественников и учителей. Ставя перед собой задачу сохранения и развитиянародных традиций, мастера стремятся приблизить своё искусство к требованиямхозяйственно-бытовой уклада сегодняшней жизни, побуждая их к созданию новыхформ ремесленного искусства.

В Белгородскойобласти за последнее десятилетие был принят ряд специальных программ ипостановлений, направленных на поддержку и развитие декоративно-прикладного искусства.В 2008 году учреждено звание «Народный мастер Белгородской области».

В настоящеевремя в области более 2000 мастеров декоративно-прикладного творчества. Многие изних вырастают в настоящих профессионалов, становятся членами Союза художниковРоссии.

Фестивали,выставки, конкурсы показывают многообразие творческих поисков нашихбелгородских мастеров, их виртуозное мастерство и безграничную фантазию. Смотромдостижений самодеятельного рукотворного искусства стали традиционные, проводимыераз в два года областные мероприятия, такие, как выставка «Живёт в народе красота»,конкурс «Белгородский сувенир», фестиваль фольклора «Лето красное». Далеко запределами области известен фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень».Стал популярным фестиваль народных мастеров «Слобода мастеровая», проходящий вСтаром Осколе.

Старооскольскиемастера декоративно-прикладного искусства вносят большой вклад в развитие исохранение народно-художественнойкультуры Белгородчины. В этом городе, как нигде в Белгородской области,существует четыре крупных объединения мастеров, занимающихся самыми различнымижанрами декоративно-прикладного творчества.

В городеШебекино успешно занимаются многие мастера росписью по дереву. Известен своимиталантливыми мастерами и город Алексеевка. Одним из направлений декоративно-прикладноготворчества, развитых в Алексеевке, является резьба по дереву.

За последниегоды в области удалось сделать самое главное – объединить усилия культуры иобразования.

Сегодня многиеучреждения культуры и учебные заведения занимаются изучением истории края исохранением культурных традиций Белгородчины: это музеи, вузы, архивы ибиблиотеки.

Большую работупо возрождению традиционной народной культуры ведёт Белгородскийгосударственный центр народного творчества. В его структуре действует Центр исследованиятрадиционной культуры. Участниками организованных Центром экспедиций записанысотни самобытных песен, обрядов, образцы устного творчества, описаны технологиинаиболее распространённых видов народного декоративно-прикладного творчества,собраны костюмы жителей всех регионов Белгородчины. Песенное богатство краяприумножает центр музыкального искусства.

В 1999 году вБелгородской области был организован Государственный институт культуры, которыйготовит высококвалифицированные кадры, решающие задачу сохранения и развитиятрадиционной народной культуры.

Появлениюновых резчиков по дереву немало способствует Алексеевский педагогическийколледж, где этот вид творчества преподают талантливые мастера.

В библиотеках,одним из приоритетных направлений краеведческой работы является, возрождение иразвитие традиционной народной культуры.

Серьёзнаяпоисковая и исследовательская работа библиотек области легла в основу важнейшейпросветительской миссии по распространению краеведческих знаний – ведениюЛетописей населённых пунктов Белгородской области, основанной на архивных документах,воспоминаниях старожилов, изучении краеведческой литературы. Более 10 лет силами работников библиотексоздаётся уникальная,эксклюзивная рукописнаяистория городов и сёл, фиксируя на страницах книги Летописи особенностиместного фольклора, диалекта, записывая обряды, традиции, обычаи, промыслы иремёсла населённого пункта.

В течениетысячелетий традиционная художественная культура помогала человеку в познаниимира, природы, самого себя, хранила знания, оставаясь источником прогресса.Народная культура вбирала и передавала последующим поколениям нравственныезаконы бытия, моделировала нормы отношений между людьми, то есть формироваладуховную, нравственную и эстетическую основу общества.

ВозрождениеРоссии начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков, гдеживёт историческая память. И пока живут и здравствуют на Белгородчинесамобытные певцы и музыканты, мастера декоративно-прикладного искусства, люди,почитающие обычаи и традиции предков, и пока жива у нас жажда познания, неиссякнет кладезь народной художественной культуры края.