ИСТОРИЯ
 

Промыслы и ремёсла Белгородчины

 

        Согласно данным земских статистических сборников, отчетов губернаторов, «Памятных книжек» Курской и Воронежской губерний конца XVIII – начала XIX веков, в середине прошлого столетия целые селения края специализировались на отдельных промыслах и ремеслах. Этому способствовал ряд благоприятных условий:

– природно-географическое расположение (южная часть России, умеренно-континентальный климат, черноземные почвы, обилие лесов, рек и водоемов);

– синтез социально-этнических и культурных факторов.

        Конгломерат этнических, языковых, социальных, культурно-бытовых традиций, природно-географических факторов обусловил уже в XVII веке выделение на территории края следующих видов промыслов:

– кожевенно-скорняжный (сапожный, выделка овчин, шорный);

– ткачество (в т. ч. ковроделие);

– вышивальное, кружевное, вязальное, иконописное производство, а также изготовление серёг, крестиков, нагрудных украшений;

– деревообработка (столярный, бондарный, колесно-экипажный);

– гончарно-керамический (бытовая керамика, игрушка, производство кирпича);

– пенькопрядильный; производство валенок, канатов, веревок;

– слесарно-кузнечный, токарный и др.

        Наиболее крупными ремесленными центрами являлись Белгородский, Грайворонский, Старооскольский, Бирючанский, Новооскольский, Корочанский уезды.

        В местах поселения украинцев ведущим промыслом стал кожевенно-шубный (центры Уразово, Шебекино, Томаровка, Великомихайловка, Ольшанка, Ниновка, Халань, Масловка Новооскольского уезда; села Борисовка, Перцовка, Драгуновка Грайворонского уезда). Более того, в Великомихайловке, например, не только обрабатывали кожу, но и шили отличные сапоги для царской гвардии. Доставленные на Всероссийскую кустарно-промышленную выставку в XIX веке сапоги поразили экспертов искусной работой и невысокой ценой. В Ольшанке сапожничеством занимались 346 человек; в Ниновке, Халани, Слоновке – более 1 000. В целом же в Новооскольском уезде сапожным ремеслом занимались до 3 000 дворов. Сапожный промысел отмечен в слободе Алексеевке Бирюченского уезда, в селе Чернянке Старооскольского. В Уразово делали замшу, поставляя кожу во Францию и Италию. В Шебекино обрабатывали овчины, из которых шили кожухи, шубы и полушубки.         По их цвету можно было определить национальность владельца, так как украинцы окрашивали верх в черный цвет (сажей), русские – в желтый (корой ольхи).

Один из самых древних промыслов края – гончарное производство – был наиболее распространен в Старом Осколе (Казацкая слобода), в Борисовке, Белгородском и Новооскольском уездах (слободы Михайловка и Меньшикова). По свидетельству же археологов, глиняные горшки из обожженной глины были распространены на территории региона повсеместно еще в новокаменном веке. Обломки этой первой посуды имеются в музеях Белгорода, Валуек, Шелаево.

        Широкую известность слободе Борисовке принесли иконописный и гончарный промыслы, которые всячески поддерживались губернским земством, свидетельством чего явилось открытие на их базе «рисовальной» школы. Всего в Борисовке было сосредоточено 17 видов ремесел, которыми занимались 3 180 человек.

        Томаровка славилась выделкой кож, шорным производством, сапожным делом, резьбой по дереву, выпечкой кондитерских и хлебобулочных изделий. Работала здесь и иконостасная фабрика. Мастерство томаровских кустарей было отмечено двумя серебряными медалями за иконостас и шорные изделия.

В Старооскольском уезде широкое распространение приобрело изготовление игрушек из дерева и глины. Грубоватые, но выразительные фигурки зверей, птиц, людей мастера делали из «чурочек», остатков доски осины, березы, сосны, липы, используя в основном лишь топор и нож. Из глины изготавливали музыкальные игрушки в виде расписных фигурок – свистулек, птиц, зверей, людей.

        Обилие лесов в регионе породило многообразие промыслов, связанных с обработкой дерева: столярный, колесно-экипажный, бондарный, производство домашней утвари. Так, в Чернянской волости особенно развито было производство сит. Крестьяне также поголовно занимались выжиганием угля, этот промысел был очень выгоден и приносил в неделю 3–5 рублей дохода. В Слоновской волости даже имелась двухклассная школа народного просвещения с преподаванием столярного дела.

        Большие села, слободы являлись центрами многих ремесел. Например, в Корочанском уезде насчитывался 21 вид крестьянских промыслов, которыми были заняты 2 400 семей.

        Мужское население Белгородского уезда занималось обработкой дерева, производством повозок, саней; Красной Яруги – изготовлением сундуков, кухонной и домашней утвари, валенок, за что их называли «валешники», выделкой кож для пошива одежды и сапог, плетением корзин и лаптей.

        Как свидетельствуют архивные данные, в селе Мандрово Валуйского уезда жили лучшие каретники, мастерство которых почиталось не только в округе, но и при самом Царском Дворе, куда они поставляли свои изделия.

        Практически повсеместно из дерева делали бочки, кадки, ступы, предметы кухонной утвари (ушат, ночвы, жбан, ухват, чапельник, ложки, чан, лохань, лозбень, ковш); домашнего обихода (корыто, рубель, валек); орудия труда (трепало, гребни и щетки для обработки волокна, мялки, прялки, ткацкий стан, цеп, вилы-тройчатки); мебель. Было развито плетение из лозы, лыка, соломы.

        Далеко в округе славились борисовские «камчатные» скатерти, оскольские холсты, ракитянские ковры, белгородские кружева и кушаки. Не случайно на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в городе Харькове в 1887 году мастерицы из села Болховец, слободы Пушкарной, Старого города были удостоены похвальных листов.

        О масштабах развития художественных промыслов и ремесел на Белгородчине можно судить, анализируя данные товарооборота местных ярмарок. Например, в Старом Осколе он составлял более 150 тысяч рублей в год, в Ракитном – достигал 120 тысяч рублей, в Короче – 100 тысяч рублей.

        Изделия белгородских мастеров и мастериц пользовались большим спросом на «коренной» ярмарке под Курском, куда съезжались купцы из Германии, Польши, Греции и других стран.

        Готовые изделия белгородских умельцев вывозились на ярмарки в Центральный район России, на Дон, Поволжье, Крым, Украину, Кавказ, что свидетельствовало о достаточно высоком профессиональном мастерстве и художественном вкусе их создателей.