ИСТОРИЯ
 

Белгородская черта

 

        На рубеже XVI–XVII веков для охраны русских владений на юге от набегов крымских татар на границах леса и степи началось сооружение сплошной линии военных укреплений – Белгородская оборонительная черта, возведение которой было закончено в 1658 году.

        Ежегодно большие и малые отряды крымских татар по Муравскому, Изюмскому, Кальмиусскому и Ногайскому шляхам приходили к Брянску, Ливнам, Ельцу, Лебедяни, Туле, а иногда достигали окрестностей Москвы. Их целью был грабеж и увод в рабство местного населения, которое заметно увеличивалось в первой трети XVII века за счёт вольных переселенцев и служилых людей (детей боярских), получавших за службу в южных городах-крепостях обширные земельные наделы и экономически осваивавших этот край. Только в первой половине XVII века, по минимальным оценкам, татары увели в Крым на невольничьи рынки Востока 150–200 тысяч русских людей. Опустошались целые регионы.

        Бороться с небольшими подвижными отрядами было очень сложно, так как на территории к югу от Заокской засечной черты имелось лишь несколько небольших гарнизонов городов-крепостей. В Москве возникла идея создать новую оборонительную систему на южных рубежах.

        Белгородская черта состояла из 28 городов-крепостей, разнообразных инженерных деревянных и земляных сооружений, также включала в себя природные препятствия – леса, болота, реки. Эта оборонительная линия проходила по территории пяти современных областей: Сумской, Белгородской, Воронежской, Липецкой и Тамбовской; от реки Ворсклы, где до 1654 года находилась граница русского государства с Польшей, до реки Целновой, притока Цны, у г. Тамбова, где смыкалась с Симбирской линией. С учётом поворотов, которые она делала в соответствии с особенностями местности, длина Белгородской черты составляла около 800 км.

        Через всю территорию современной Белгородской области проходил значительный и важный участок Белгородской черты – юго-западный фас. Юго-западный фас черты, лишь незначительно выходящий за пределы современных границ области, имел протяженность около 400 км, что составляло почти половину всей ее длины. Крайним юго-западным пунктом был Каменицкий колодезь на реке Ворскле, на востоке естественным рубежом служило место впадения реки Тихая Сосна в Дон. Этот участок перекрывал три направления татарских вторжений – Муравский, Изюмский и Кальмиусский шляхи.

        Главными узлами обороны черты были города-крепости. Гарнизоны их не только отражали нападения, но и проводили ремонт укреплений, высылали в поле и в стоялые сторожки на черте отряды для наблюдения за главными татарскими дорогами и их ответвлениями. На юго-западном фасе стояло 13 городов-крепостей, в том числе 10 – в пределах современной Белгородской области: Хотмыжск, Карпов, Болховец, Белгород, Нежегольск, Короча, Яблонов, Церёв-Алексеев, Верхососенск, Усерд.

        Наиболее значимыми из них были Белгород и Яблонов. Белгород располагался на левом, восточном берегу реки Северский Донец. Город Яблонов (ныне здесь село Яблоново Корочанского района) перекрывал Изюмский шлях.

        Белгород стал военно-административным центром, в котором стоял Большой Белгородский полк. Ко времени сооружения оборонительной линии Белгород располагался на левом, восточном берегу реки Северский Донец, и был в стороне от возводимых укреплений. В 1650 году город был перенесён к устью Везелицы, где к сооружённому валу Ворскла – Северский Донец был пристроен деревянный острог, длина его стен составляла 1,2 км (558 сажен). Острог имел 11 башен, в том числе 4 проезжих. За острожной стеной был ров.

        Земляной город, пристроенный позже с восточной стороны к острогу, был значительно больше и доходил до Северского Донца. Земляные валы были с севера и с юга, общим с острогом укреплением был вал Ворскла – Северский Донец. С запада и с востока земляной город имел острожные стены, которые были укреплены 3 проезжими и 5 глухими башнями. Связь между частями города осуществлялась через Никольские ворота, расположенные в середине восточной стены острога. На Никольской башне были и большие часы с боем – единственные часы на Белгородской черте, что подчёркивало ведущую роль Белгорода. На территории, которую во второй половине XVII века занимала Белгородская крепость, ныне располагается современный центр Белгорода.

        Точно определить местоположение укреплений Болховца и Верхососенска пока не удалось. Укрепления Корочи и Нового Оскола разрушены современной застройкой этих городов, а укрепления Усерда погребены под центральной частью села Стрелецкого Красногвардейского района. Возможность подробнее изучить города-крепости XVIII в. дали сохранившиеся остатки Хотмыжского, Карповского и Нежегольского городищ.

        Помимо городов-крепостей, на юго-западном фасе Белгородской черты были и более мелкие пункты обороны, которых насчитывалось 109. Это земляные городки, острожки, башни за пределами крепостей.

        Земляным городком называлось укрепление, окруженное со всех сторон валом, размером сторон от 10 до 20 м. Городки встречаются почти на всем протяжении черты. Между крепостями Карпов и Белгород, где черта перекрывала Муравский шлях, было 16 земляных городков. В них иногда строились боевые башни. Всего же на той части черты, которая проходила по территории края, было около 50 городков.

        Острожки были сходны с земляными городками. Это тоже укрепленные пункты со сменным гарнизоном. Главным элементом в них была острожная стена, обычно дубовая, высотой около двух сажен. В трех из двадцати острожках были башни, а в одном – «кровати караульные», то есть помосты для размещения дежурных. Острожки играли роль небольших передовых укреплений – фортов.

        Широко использовались как укрепленные единицы боевые башни. Около 50 башен были солидным дополнением к земляным укреплениям. Двенадцать из них были в земляных городках, три – в острожках, остальные башни, как правило, стояли на валах черты. Большинство из них имели, как острожки и земляные городки, небольшие сменные гарнизоны. Некоторые башни были проезжими. На Яблоновском участке таких было две. Многие башни были достаточно высокими, и их использовали как наблюдательные вышки.

        На черте наблюдается хорошо продуманное сочетание искусственных оборонительных сооружений с естественными препятствиями. Две сотни километров черты были укреплены валами, засеками, надолбами, острожной стеной, а остальная часть надежно защищалась лесами, реками, болотами и топями.

Немаловажное значение имело и то, что северо-восточный участок часто пересекал крупные реки (Дон, Воронеж, Усмань, Польный Воронеж) и, следовательно, имел лучшую естественную защиту.

        Самым распространенным из различных типов искусственных сооружений был земляной вал. На валы приходится более половины искусственно укрепленной части юго-западного фаса, а именно 109 км. Обычно вал насыпался в наиболее ответственных местах, какими являлись в основном степные участки между городом и лесом. Иногда вал сооружался и для усиления водных рубежей – низких берегов рек. Так были насыпаны валы за реками Нежеголь, Тихая Сосна и Северский Донец. Длина участков валов была различной – от сотен метров до многих километров. Вал между Яблоновым и Халанским лесом имел протяженность 9 км, между Корочей и Яблоновым – 14 км. Высота валов обычно не превышала полутора саженей, но были и более высокие насыпи в «две сажени без чети» (3,7 м), которые пролегали между Корочей и Яблоновым, Новым Осколом и Верхнесосенском. Почти все валы были укреплены с «крымской» стороны «дубовыми ослонами» – жердями, бревнами и плахами, положенными на откос вала для предотвращения его размывания и расползания. Перед валом всегда имелся ров. Перед рвом и валом на более опасных участках были также дополнительные укрепления – надолбы, тарасы, плетни.

        Валы сохранились лишь в некоторых местах. Современная их высота редко достигает двух метров, а глубина сопутствующих рвов – не более одного метра. Большинство валов разрушено в результате распашки под сельскохозяйственные угодья, во время строительства шоссейных дорог.

        Засеки, то есть участки поваленного леса с высокими пнями, проходили в основном по северному берегу реки Ворскла на протяжении 63 км. Остальные 16,5 км засек были устроены в лесах по Тихой Сосне. Ограниченное использование этого типа укреплений связано с наличием значительных уже в старину безлесных пространств. Ширина засек колебалась в пределах 20–40 саженей. В наиболее опасных местах ширина засеки могла доходить до 60 саженей, а в двух случаях на Хотмыжском участке засека была устроена по берегам реки.

        Рвы как самостоятельные укрепления не применялись. Они всегда сопутствовали валам или входили в комплекс укреплений города-крепости. Строители Белгородской черты использовали не только старые городища, на которых ставили новые крепости и острожки, но и древние укрепления – рвы и валы.

        Надолбы встречаются на всех участках юго-западного фланга черты. Надолба представляла собой конструкцию из двух или трех бревен, вкопанных в землю с наклоном и соединенных между собой крестообразно. Иногда надолбы соединялись в единую цепь горизонтальными бревнами – связями» или «наметами». Протяженность сплошных линий надолб была различной – от нескольких до четырехсот сажен. Использовались надолбы также для защиты пригородных слобод Болховца, Нежегольска, Корочи, Верхнесосенска.

        Острожная стена представляла собой плотный ряд вертикально поставленных бревен, вкопанных в землю и заостренных вверху. Высота стены составляла примерно две сажени. Кое-где стены проходили через топи и болота.

        Тарасы представляли собой деревянные срубы, связанные между собой и заполненные землей, песком, щебнем. Они использовались как самостоятельные укрепления на шести участках юго-западного фаса.

        Почти до конца XVII века Белгородская черта служила преградой для грабительских набегов. Мощь Белгородской черты и надежность ее были таковы, что за всю историю существования татарской коннице не удалось прорвать ее практически ни в одном месте на участке от Ахтырки до Тихой Сосны.

        Впоследствии многие города-крепости, утратив роль укреплений и не приобретя других функций, превратились в селения, другие – исчезли вовсе. В настоящее время сохранившиеся участки Белгородской черты стали элементами увлекательных туристских маршрутов.